Основания обращения прокурора в суд с исковым заявлением в интересах гражданина
- Подробности
- Опубликовано 20.06.2025 13:05
Статья 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) связывает право прокурора на обращение в суд в интересах гражданина с некоторыми условиями, а именно:
- гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;
- гражданин обратился к прокурору с просьбой о защите социальных прав в сфере трудовых (служебных) отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.
Возможности прокурора по предъявлению административных исковых заявлений в интересах гражданина в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) несколько ограничены. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (статья 39 КАС РФ).
Уважительные причины, по которым гражданин сам не может осуществлять судебную защиту должны быть указаны в исковом заявлении прокурора в его интересах. Определенного списка этих возможных причин нет, их уважительность оценивается судом в каждом конкретном случае. Например, к уважительным причинам может быть отнесено отсутствие возможности ознакомиться с документами из уголовных дел о мошенничестве с использованием информационных технологий.
Прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе по доказываю своих требований. Исключение составляют право на заключение мирового соглашения (соглашения о примирении) и обязанность по уплате судебных расходов.
К прокурору не может быть предъявлен встречный иск. Такой иск может быть предъявлен к материальному истцу (гражданину, в интересах которого выступает прокурор). При этом отказ прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, не прекращает рассмотрения дела по существу, при условии, что лицо, в защиту прав которого обращался прокурор, не заявило об отказе от иска. В то же время при отказе истца от иска, независимо от позиции прокурора по делу, суд должен прекратить производство по делу, если это, конечно, не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Новое в системе местного самоуправления в Российской Федерации
- Подробности
- Опубликовано 20.06.2025 13:05
Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» введены значительные изменения организационных и правовых основ местного самоуправления по сравнению с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако, в части отдельных вопросов сохраняет прежнее правовое регулирование.
В частности, закон уточняет понятие местного самоуправления, определяя его как признаваемую и гарантированную Конституцией Российской Федерации форму самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах предусмотренных полномочий.
Закреплена одноуровневая система организации местного самоуправления и установлены следующие виды муниципальных образований, в которых оно осуществляется: городской округ; муниципальный округ; внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Субъекты Российской Федерации, имеющие социально-экономические, исторические и иные особенности, могут сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (поселения (сельские и городские) и муниципальные районы).
Введены четыре способа избрания главы муниципального образования: на выборах; представительным органом из своего состава; представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; представительным органом из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Новым является последний способ избрания.
Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ изменены порядок проведения схода граждан, опроса, публичных слушаний и общественных обсуждений, собрания граждан, внесения инициативных проектов, организации деятельности территориального общественного самоуправления, требования к старосте сельского населенного пункта.
Федеральным законом от 20.03.2025 №33-ФЗ понятие «вопросы местного значения» (ст.32) заменено на понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». При этом, полномочия по решению данных вопросов разделены на:
1) полномочия, не подлежащие распределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Соответственно, такие полномочия реализуются только органами местного самоуправления;
2) полномочия, которые региональным законом могут быть перераспределены для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого закона данные полномочия реализуются только региональными органами власти за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и не могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке наделения отдельными государственными полномочиями. В случае непринятия такого закона эти полномочия осуществляются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета;
3) полномочия, решение об осуществлении которых органами местного самоуправления может быть принято региональным законом. Такие полномочия в силу Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ считаются перераспределенными для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и могут быть региональным законом возложены на органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение реализации таких полномочий осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом передаваемых в обязательном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных образований единых, дополнительных и (или дифференцированных) нормативов отчислений от отдельных налогов и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, и (или) межбюджетных трансфертов.
Федеральный закон вступает в силу с 19.06.2025, за исключением его отдельных положений. Однако, ст.32 Федерального закона от 20.03.2025 №33-ФЗ, которой регламентированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, вступит в силу лишь с 01.01.2027. До указанной даты органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 14-18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Внесены изменения в законодательство об объектах культурного наследия
- Подробности
- Опубликовано 20.06.2025 13:04
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2025 № 667 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» актуализирован порядок предоставления в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности.
Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2015 № 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии».
Реализован Федеральный закон от 30.11.2024 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановление вступило в силу 24.05.2025.
Правила безопасного поведения на дороге
- Подробности
- Опубликовано 10.06.2025 09:25
Правила безопасного поведения на дороге. Скачать (формат - .pdf)
После вмешательства прокуратуры района ребенок-инвалид обеспечен лекарственным препаратом
- Подробности
- Опубликовано 10.06.2025 09:24
После вмешательства прокуратуры района ребенок-инвалид обеспечен лекарственным препаратом. Скачать (формат - .pdf)
Еще материалы...
- Паспорт поселения
- Социально-экономическое развитие
- Подведомственные организации
- Муниципальный заказ
- Муниципальные услуги
- Местные налоги
- Тарифы ЖКУ
- Информация по ГО и ЧС
- Газета «Ведомости Рассветовского поселения»
- Информация для населения
- Справочная информация
- Культура и спорт
- Правила землепользования и застройки
- МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- ЖКХ
- Садоводческие товарищества Рассветовского сельского поселения
- Генеральный план Рассветовского сельского поселения
- Перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров
- Сведения о предоставленных льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности
- ПРОКУРАТУРА РАЗЬЯСНЯЕТ
- Правила благоустройства и содержания территорий Рассветовского сельского поселения
- Безопасность дорожного движения
- ГИС ЖКХ
- Мониторинг масочного режима
- Не оставляйте ребенка одного!
- Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
- Книга памяти
- Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог
- Муниципальный контроль в сфере благоустройства
- Муниципальное имущество
- Национальная политика